Авторы
- Языкова Наталья Витальевна доктор педагогических наук, профессор
- Будникова Алина Александровна
Аннотация
Статья раскрывает предметно-тематическое содержание учебника английского языка как международного для профильного вуза с позиции поликультурного подхода. На основе проведенного анализа особенностей профессионального иноязычного поликультурного общения, специфики системы поликультурного
обучения английскому языку как международному (АЯМ), актуальных требований к вузовскому учебнику иностранного языка, а также анализа опубликованных учебников авторы формулируют требования к современному учебнику АЯМ для профильного вуза. В статье научно обоснована трехчастная структура учебника, отбор предметно-тематической направленности его основных модулей с точки зрения будущей профессиональной деятельности специалистов в области международной коммуникации. Авторы аргументируют необходимость включения подготовительного модуля по теории контактной вариантологии (World Englishes Paradigm) в основную часть учебника для создания ориентировочной основы будущей профессиональной деятельности студентов в сфере международных отношений.
Как ссылаться
Языкова, Н. В. & Будникова, А. А. (2024). ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК МЕЖДУНАРОДНОГО ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА С ПОЗИЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 4 (56), 197. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2024-456-197-210
Список литературы
1.
1. Понизовкина, И. Ф. (2021). Глокализация: уроки процесса глобализации. Социально-гуманитарные знания, 2, 238–243.
2.
2. McKay, S. (2003). Teaching English as an international language: the chilean context. English Language Teaching Journal, 57(2), 139–148.
3.
3. Crystal, D. (2003). English as a global language. Second ed. Cambridge University Press.
4.
4. Holliday, A. (2005). The struggle to teach English as an international language. Oxford University Press.
5.
5. Sharifian, F. (2009). English as an international language: an overview. English as an international language. Perspectives and pedagogical issues (рр. 1–18).
6.
6. Canagarajah, S., & Ben-Said, S. (2010). English language teaching in the outer and expanding circles. The routledge companion to English language studies (pp. 157–170).
7.
7. Matsuda, A., & Friedrich, P. (2012). Selecting an instructional variety for an EIL curriculum. Principles and practices of teaching English as an international language (pp. 17–27).
8.
8. Сафонова, В. В. (2022). Академическое межкультурное общение на английском языке: актуальные проблемы конструирования оценочного инструментария. Язык и культура, 58, 261–291.
9.
9. Прошина, З. Г. (2023). Новый взгляд на обучение плюрицентричному языку. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 4(52), 186–196.
10.
10. Будникова, А. А. (2022). Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов — будущих специалистов в области международного взаимодействия. В С. В. Титова, М. Г. Бахтиозина (Ред.). Обучение иностранным языкам в открытом поликультурном пространстве (с. 158–165). Сборник научных трудов. Материалы I Международной научно-практической конференции. Добросвет.
11.
11. Takahashi, R. (2014). An analysis of ELF-oriented features in ELT coursebooks: Are attitudes towards non-native varieties changing in English language teaching policy and practice in Japan? English Today, 30(1), 28–34.
12.
12. Будникова, А. А. (2021). Анализ учебников английского языка как международного для вузов: целеполагание, содержание, принципы. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 7(160), 62–69.
13.
13. Бим, И. Л. (1977). Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания. Монография. Русский язык.
14.
14. Сафонова, В. В. (2001). Культуроведческое образование в вузе: проблемы и перспективы развития. Современные проблемы языкового образования (с. 10–17). Научно-методический сборник: в 2 частях. (Под общ. В. В. Сафоновой). Часть 1. Еврошкола.
15.
15. Сысоев, П. В. (2004). Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США) [Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Тамбов].
16.
16. Сысоев, П. В. (2009). Языковое поликультурное образование в XXI веке. Язык и культура, 2(6), 96–110.
17.
17. Халяпина, Л. П. (2006). Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам [Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Санкт-Петербург].
18.
18. Халяпина, Л. П. (2015). Формирование поликультурной языковой личности для продуктивной коммуникации в поликодовом пространстве. В Н. И. Алмазова, В. Е. Чернявская (Ред.). Коммуникация в поликодовом пространстве: лингво-культурологические, дидактические, ценностные аспекты (с. 186–188). Материалы международной научной конференции. ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
19.
19. Ионова, А. М. (2021). Принципы создания учебного пособия по немецкому языку для студентов-международников (начальный этап обучения). Иностранные языки в школе, 7, 77–83.
20.
20. Сафонова, В. В. (2019). Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализированном мире. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 1, 38–50.
21.
21. Тарева, Е. Г., & Тарев, Б. В. (2014). Инновационный потенциал образовательных традиций: учебник иностранного языка открытого типа. Вопросы методики преподавания в вузе, 3(17), 364–373.
22.
22. Ястребова, Е. Б. (2019). Инновационный учебник иностранного языка. Каким он может быть? Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 1(830), 166–185.
23.
23. Языкова, Н. В. (2021). Технология предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению на основе учебного пособия Professional communication: ELT. Иностранные языки в школе, 7, 55–63.