Главная Выпуски 4 (56)

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТНОСТИ В НАЗВАНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕН В. С. ВЫСОЦКОГО)

Литературоведение , УДК: 821.161.1-192.06 DOI: 10.24412/2076-913X-2024-456-34-49

Авторы

  • Казмирчук Ольга Юрьевна кандидат филологических наук

Аннотация

Статья посвящена проблемам, связанным с характеристикой субъектной структуры песен В. С. Высоцкого. Субъектная структура лирического текста — одна из интереснейших проблем современной теории литературы (субъектная организация эпических и драматических произведений на данный момент изучены гораздо лучше). Песни В. С. Высоцкого являются уникальным материалом, позволяющим исследователям поразмышлять на эту тему. Сложная субъектная структура песен Высоцкого обусловлена как самой природой авторской песни с ее устной формой бытования и восприятием текста на слух, так и личными художественно-эстетическими установками Высоцкого. В статье субъектная структура песен В. С. Высоцкого характеризуется через набор семантических маркеров, репрезентирующих ее в канонических вариантах названий. Подобный подход до сих пор редко использовался исследователями, хотя он и кажется достаточно плодотворным, ведь в названии любого художественного произведения обязательно реализуется авторское представление о создаваемом художественном универсуме. Проведенный анализ названий песен Высоцкого позволяет выделить следующие тенденции: стремление к субъективации имен существительных, вынесенных в заглавие (вне зависимости от категорий одушевленности – неодушевленности), песни такого типа относятся к разряду ролевой лирики; предпочтение литературно-речевых жанров, предполагающих наличие нескольких субъектов речи; выбор в качестве заглавий текстов ситуаций, требующих коммуникативного взаимодействия героев.

Как ссылаться

Казмирчук, О. Ю. (2024). РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТНОСТИ В НАЗВАНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕН В. С. ВЫСОЦКОГО) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 4 (56), 34. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2024-456-34-49
Список литературы
1. 1. Федина, Н. В. (1990). О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии В. С. Высоцкого. Высоцкий В. С.: Исследования и материалы (с. 105–117). ВГПУ.
2. 2. Казмирчук, О. Ю. (2007). Стихотворение В. Высоцкого «Мой Гамлет» в контексте русской поэтической традиции. Новый филологический вестник, 1(4), 145–152.
3. 3. Кихней, Л. Г. (2009). Лирический субъект в поэзии В. Высоцкого. Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. (с. 9–421). Сборник научных трудов. ВГПУ.
4. 4. Кулагин, А. В. (2013). Поэзия Высоцкого: Творческая эволюция. Эхо.
5. 5. Богомолов, Н. А. (2019). Бардовская песня глазами литературоведа. Азбуковкник.
6. 6. Доманский, Ю. В. (2024). Окказиональный фразеологизм как способ экспликации и характеристики субъекта речи в «Балладе о детстве» Владимира Высоцкого. Новый филологический вестник, 1(68), 217–227.
7. 7. Малкина, В. Я. (2023). Типология лирических субъектов. Новый филологический вестник, 4(67), 20–31.
8. 8. Бройтман, С. Н. (2008). Лирический субъект. Поэтика (с. 112–114). Словарь актуальных терминов и понятий. Издательство Кулагиной; Intrada.
9. 9. Капрусова, М. Н. (2002). Влияние профессии актера на мироощущение и литературное творчество В. Высоцкого. Мир Высоцкого, Вып. V, 98–119. ГКЦМ В. С. Высоцкого.
10. 10. Скобелев, А. В., & Шаулов, С. М. (2001). Владимир Высоцкий: Мир и слово. Издательство БГПУ.
11. 11. Ничипоров, И. Б. (2009). Авторская песня: пути научного осмысления. Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. (с. 155–161). Сборник научных трудов. ВГПУ.
12. 12. Бабичева, Ю. В. (2000). Поэтика заглавия. Вестник ТГПУ, 6(22), 61–64.
13. 13. Орлицкий, Ю. Б. (2008). Динамика стиха и прозы в русской словесности. РГГУ.
14. 14. Доманский, Ю. В. (2009). Заглавия песен В. Высоцкого в структуре концертных автометапаратекстов. Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. (с. 71–78). Сборник научных трудов. ВГПУ.
15. 15. Перевозчиков, В. К. (2017). Владимир Высоцкий. Только самые близкие. Алгоритм.
16. 16. Высоцкий, В. С. (1991). Сочинения: в 2 т. А. Е. Крылов (Ред.). Художественная литература.
17. 17. Корман, Я. И. (2006). Владимир Высоцкий: ключ к подтексту. Феникс.
18. 18. Тамарченко, Н. Д. (2002). Теоретическая поэтика. РГГУ.
19. 19. Магомедова, Д. М. (2008). Баллада. Поэтика (с. 26–27). Словарь актуальных терминов и понятий. Издательство Кулагиной; Intrada.
20. 20. Казмирчук, О. Ю. (2022). Особенности функционирования фразеологизмов в художественных текстах (материал для работы со студентами). В Т. П. Куранова (Ред.). Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи (с. 84–91). Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием (22–28 мая 2022 г.). РИО ЯГПУ.
21. 21. Девятова, Н. М. (2022). О сравнительном потенциале предметных существительных. В Т. П. Куранова (Ред.). Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи (с. 64–73). Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием (22–28 мая 2022 г.). РИО ЯГПУ.
22. 22. Вериго, В. Ю. (2021). «Христос», «Господь бог», «молитва» и «смерть». Четыре религиозно-сакральных образа в поэтических произведениях В. С. Высоцкого. Высоцковедение и высоцковидение. 2020 (с. 19–29). Сборник статей. Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева.
23. 23. Крымова, Н. (2008). Высоцкий. Ненаписанная книга. ГКЦМ В. С. Высоцкого.
24. 24. Скобелев, А. В., & Шаулов, С. М. (2009). «Кони привередливые» в поле интертекстовом. Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. (с. 97–119). Сборник научных трудов. ВГПУ.
25. 25. Дыханов, Б. С. (2009). Сказовые традиции в поэзии В. Высоцкого. Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. (с. 3–9). Сборник научных трудов. ВГПУ.
26. 26. Захарова, М. В. (2009). Языковая игра (современный этап). Вестник МГПУ. Серия «Филологическое образование», 1(2), 34–38.
27. 27. Запрягаева, М. Я. (2009). Национальный русский язык как эффектное средство воздействия в произведениях В. Высоцкого. Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. (с. 186–191). Сборник научных трудов. ВГПУ.
28. 28. Крылов, А. Е., & Кулагин, А. В. (2010). Высоцкий как энциклопедия советской жизни: Комментарий к песням поэта. Булат.
29. 29. Закурдаева, Н. В. (2021). Информационное противоборство в поэзии В. С. Высоцкого. Высоцковедение и высоцковидение. 2020 (c. 29–37). Сборник статей. Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева.
Скачать файл .pdf 369.07 кб