Главная Выпуски 3 (55)

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧУЖДОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ (XX–XXI ВЕКА)

Теория языка. Теория межкультурной коммуникации , УДК: 81:1

Авторы

  • Суворова Елена Владимировна кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье дан системный анализ концептуальных представлений о чуждости в рамках социально-гуманитарных наук: лингвокультурологии и антропологии, философии и культурологии, лингвистики и этнолингвистики. Анализ проводился на материале 65 научно-теоретических и научно-исследовательских работ в вышеперечисленных областях знания и был нацелен на раскрытие того, что лежит за пониманием чуждости через призму междисциплинарных подходов. Был сделан ряд выводов о том, что градуальное противопоставление свой – другой – иной – чужой – чуждый может выстраиваться по-разному: как Я и Другой (Другие), Я и НЕ-Я, свой – чужой, свой – иной; представление о чуждом закладывается вместе с аффективно-перцептивно-когнитивными культурными установками, интериоризируется в процессе взросления и переходит в разряд бессознательного. Бинарная оппозиция свой – чужой (иной, чуждый) может быть глобальной, т. е. включать в себя иные оппозиции типа хороший – плохой, праведный – греховный, чистый – нечистый и др. Оппозицию свое – чужое (иное, чуждое) можно также представить как трехуровневую систему: близкое (мирское, понятное) – дальнее (чуждое, сакральное, непонятное, мистическое); ближайшее к моему кругу общения – далекое от меня, моего круга общения; индивидуальное (принятое лично мной на уровне ценностей и верований) – социальное (т. е. ценности и верования, которые я могу принимать или не принимать). Именно язык становится триггером для запуска опознавательной системы свой – чужой, поскольку в языке заложен индивидуальный и культурный опыт, который позволяет индивиду дифференцировать окружающий мир на уровне мирского – сакрального; близкого – далекого, приемлемого – неприемлемого через призму ценностных ориентаций.

Как ссылаться

Суворова, Е. В. (2024). РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧУЖДОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ (XX–XXI ВЕКА) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (55),
Список литературы
1. 1. Аверинцев, С. С. (1981). Религия и литература. Сборник статей. Heritage publishing.
2. 2. Мертон, Р., Мид, Дж., Парсонс, Т., & Шюц, А. (1994). Американская социологическая мысль: Тексты. Издательство МГУ.
3. 3. Бахтин, М. М. (2000). Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Азбука.
4. 4. Белых, Е. С. (2022). Обобщенный другой Дж. Г. Мида: интернализация групповых установок и абстрактное мышление. Вестник ВГУ. Серия: Философия, 3, 71–78.
5. 5. Боас, Ф. (1997). Некоторые проблемы методологии общественных наук. Антология исследований культуры. Университетская книга, Т. 1, 499–508.
6. 6. Боас, Ф. (1926). Ум первобытного человека. Государственное издательство.
7. 7. Боас, Ф. (2008). Эволюция или диффузия? Антология исследований культуры. Интерпретации культуры (с. 343–347). Сборник статей. Центр гуманитарных инициатив.
8. 8. Большая российская энциклопедия. (2016). (2024, 13 июля). https://bigenc.ru
9. 9. Большая этика. (1212). (2024, 13 июля). https://iknigi.net/avtor-konstantin-dushenko/100660-luchshie-mysli-iizrecheniya-drevnih-vodnom-tome-konstantin-dushenko/read/page-2.html
10. 10. Иванов, Вяч. Вс., & Топоров, В. Н. (1965). Cлавянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). Наука.
11. 11. Леви-Брюль, Л. (2022). Первобытное мышление. Академический Проект.
12. 12. Леви-Брюль, Л. (2024). Сверхъестественное в первобытном мышлении. Академический Проект.
13. 13. Леви-Строс, К. (1994). Первобытное мышление. Республика.
14. 14. Лосев, А. Ф. (2023). Философия имени, вещь и имя. АСТ.
15. 15. Лосев, А. Ф. (1995). Форма – Стиль – Выражение. Мысль.
16. 16. Лосский, Н. О. (1914). Восприятие чужой душевной жизни. Логос, Т. 1–2, 189–200. http://www.e-heritage.ru/Book/10076550
17. 17. Лотман, Ю. М. (2020). Внутри мыслящих миров. Азбука.
18. 18. Лотман, Ю. М., & Успенский, Б. А. (1977). Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века). Труды по русской и славянской филологии, XXVIII, 3–36.
19. 19. Мид, Дж. Г. (1994). Американская социологическая мысль. Издательство МГУ.
20. 20. Мид, Дж. Г. (2009). Избранное. Сборник переводов. (2024, 13 июля). https://cyberleninka.ru/article/n/dzhordzh-gerbert-mid-izbrannoe-sbornik-perevodov
21. 21. Мид, Дж. Г. (2013). Социальное сознание и сознание смысла. Эпистемология и философия науки, Т. 35, 1, 219–227.
22. 22. Мид, Дж. Г. (2014). Философия настоящего. Издатальский дом НИУ ВШЭ.
23. 23. Ортега-и-Гассет, X. (2000). Избранные труды. Весь мир.
24. 24. Сепир, Э. (1993). Избранные труды по языкознанию и культурологии. Прогресс, Универс.
25. 25. Славянские древности. (1995–2014). Этнолингвистический словарь: в 5 т. Российская академия наук. Институт славяноведения и балканистики (под общей редакцией Н. И. Толстого). Международные отношения.
26. 26. Стеблин-Каменский, М. И. (1976). Миф. Наука.
27. 27. Телия, В. Н. (1988). Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира (c. 173–203). Наука.
28. 28. Толстая, С. М. (2010). Семантические категории языка культуры. Очерки по славянской этнолингвистике. Либроком.
29. 29. Толстой, Н. И. (2003). Очерки славянского язычества. Индрик.
30. 30. Цивьян, Т. В. (2006). Модель мира и ее лингвистические основы. КомКнига.
31. 31. Элиаде, М. (1994). Священное и мирское. Издательство МГУ.
32. 32. Элиаде, М. (1995). Аспекты мифа. Инвест-ППП.
Скачать файл .pdf 433.18 кб