Главная Выпуски 3 (55)

ПРИЕМ ПИЩИ КАК ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Э. БЛАЙТОН «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА»

Литературоведение , УДК: 821.111-053.2

Авторы

  • Абаева Евгения Сергеевна доктор филологических наук, доцент

Аннотация

В статье затрагивается проблематика произведений литературного цикла, в частности исследуется прием пищи как важный элемент детских детективов известной английской писательницы Энид Блайтон. Материалом выступили первые пять повестей цикла «The Famous Five» («Великолепная пятерка», 21 произведение). Основная цель работы, связанная с описанием приема пищи как циклообразующего элемента повествования, логичным образом затрагивает проблематику функций повторяющихся элементов в тексте, их связь с родо-жанровой спецификой текста произведения и ориентацией на конкретного реципиента. Избранная автором методология, которая базируется на применении качественных методов, таких как мотивный, композиционный и функциональный анализ, позволила прийти к интересным выводам и наблюдениям. Так, автор считает, что описание приема пищи в детском детективе создает общий фон произведения, регламентируя в первую очередь распорядок дня ребят, а также указывая на временной промежуток, когда происходит то или иное действие в рамках сюжетной линии. Функциональное распределение, по мнению автора, вполне укладывается в общую направленность детской литературы: назидание и развлечение. Так, с точки зрения назидания при описании приема пищи корректируются, например, манеры поведения за столом, а с точки зрения развлечения фиксируется функция «прием пищи как приятное времяпрепровождение». Представленные в статье выводы, наблюдения и иллюстративный материал могут быть полезны как в плане литературоведения, так и в плане практического внедрения результатов в процесс, например creative writing (англ. творческое письмо). Дальнейшие разработки рассматриваемой проблематики, вне всякого сомнения, должны быть связаны с анализом повторяемости таких элементов в рамках одного произведения и в рамках нескольких текстов цикла в сравнительном аспекте, а также с внедрением полученных результатов в разработку сюжетной модели детского детектива исследуемого автора.

Как ссылаться

Абаева, Е. С. (2024). ПРИЕМ ПИЩИ КАК ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Э. БЛАЙТОН «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА» MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (55),
Список литературы
1. 1. Блайтон, Э. (1994). Тайна старого подземелья. Тайна старого подземелья. Тайна разрушенного замка. Совершенно секретно.
2. 2. Блайтон, Э. (1993a). Новые приключения великолепной пятерки. Five Go Adventuring Again. Прогресс, Универс.
3. 3. Блайтон, Э. (1993b). Тайна острова сокровищ. Тайна бродячего цирка. Совершенно секретно.
4. 4. Блайтон, Э. (1995). Тайна «Вершины Контрабандиста». Тайна серебристого лимузина. Тайна «Вершины Контрабандиста». Совершенно секретно.
5. 5. Гаджибалаева, Д. Л. (2018). Поведение персонажей в ритуале приема пищи в произведениях А. П. Чехова как отражение национальной картины мира. Научная мысль Кавказа, 2, 78–83.
6. 6. Гетманская, Е. В. (2019). Образовательная функция детской литературы в фокусе западных исследований. Педагогика и психология образования, 1, 27–41.
7. 7. Дынник, В. (1925). Цикл. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. (2024, 14 июля). https://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-a832.htm
8. 8. Егорова, О. Г. (2004). Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века [Aвтореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.01. Астрахань].
9. 9. Кузьмин, В. Л., & Роготень, Н. Н. (2019). Детские художественные и научно-популярные произведения: опыт популяризации географических знаний. Комплексные исследования детства, 1(3), 246–254.
10. 10. Лукьянчикова, Н. В., & Киселева, Н. В. (2022). Циклообразующие мотивы в произведении Н. Л. Ключаревой «Деревянное солнце». Мир русскоговорящих стран, 2(12), 89–102.
11. 11. Ляшенко, Т. М. (2020). Лексика тематической группы «еда, потребление пищи» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Litera, 11, 84–96.
12. 12. Меркулова, М. Г., & Сатюкова, Е. Г. (2010). «Английскость» в отечественном литературоведении: теоретическое осмысление и изучение понятия. Гуманитарные исследования, 4(36), 221–226.
13. 13. Тихонова, О. В. (2019). О границах и возможностях жанра детектива в детской литературе. Вопросы литературы, 4, 77–87.
14. 14. Чалова, Л. В. (2010). Предпосылки возникновения и развития детской литературы в Великобритании. Филология и человек, 4, 36–52.
15. 15. Adewunmi, B. (2018). I loved the way Enid Blyton wrote about food. In The Guardian. (2024, 14 июля). https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2018/may/05/loved-way-enid-blyton-wrote-food/
16. 16. Blyton, E. (2001). Five Go to the Smugglers. Hodder Children’s Books.
17. 17. Blyton, E. (2001). Five On A Treasure Island. Hodder Children’s Books.
18. 18. Blyton, E. (2010). Five Go Adventuring Again. Hodder Children’s Books.
19. 19. Blyton, E. (2010). Five Run Away Together. Hodder Children’s Books.
20. 20. Blyton, E. (2017). Five Go off in a Caravan. Hodder Children’s Books.
21. 21. Broomfield, R. (2022). More Than Midnight Feasts? A Gastrocritical Reading of Enid Blyton’s Malory Towers, St. Clare’s and The Naughtiest Girl in the School Series. Technological University.
22. 22. Fauziah, N., & Harits, I. (2022). Historical and social perspectives of Blyton`s The Famous Five. Parafrase, 1, 18–24.
23. 23. Fiona. (2023). The Secret Island part 4: Feeding the runaways. Letters to Enid, part 40, 3(2). https://worldofblyton.com/2023/09/29/the-secret-island-part-4/
24. 24. Rudd, D. (2010). The Development of Children’s Literature. The Routledge Companion to Children’s Literature, 3–13.
25. 25. Saia, S.M.R. (2011). Enid Blyton Loves to Eat: A New Appreciation of My Favorite Childhood Books. https://www.grit.com/community/enid-blyton-childhood-books/
Скачать файл .pdf 398.67 кб