Авторы
- Карпачева Татьяна Сергеевна кандидат филологических наук
Аннотация
Статья посвящена ранней повести Ф. М. Достоевского «Хозяйка» в агиографической традиции. Актуальность работы обусловлена возрастающим в современной
науке интересом к всестороннему анализу наследия Ф. М. Достоевского. Раннее творчество писателя все еще остается малоизученным, а повесть «Хозяйка» в соотношении с жанром жития учеными еще не рассматривалась. Метод интертекстуального анализа, предполагающий изучение художественного произведения в широком литературном контексте, позволил выявить черты агиографического канона в повести и выделить в ней сюжет искушения праведника. «Хозяйка»
впервые характеризуется как произведение, раскрывающее суть научной работы, путь ученого. Главному герою Ордынову предстоит стать первооткрывателем новой отрасли научного знания. Столкнувшись с миром криминального сектантства, он должен описать этот феномен в научном труде. Выбранная им тема связана с риском и потому требует чистоты души и трезвого разума, чем и обусловлены присутствующие в повести агиографические черты облика героя и возвращение его в конце произведения на путь аскезы и молитвы. Страсть ученого должна перегореть, превратиться в научное знание и лечь в основу его труда.
Как ссылаться
Карпачева, Т. С. (2024). ПОЭТИКА ОБРАЗА ВАСИЛИЯ ОРДЫНОВА (Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. «ХОЗЯЙКА»). АГИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (55),
Список литературы
1.
1. Алексеев, М. П. (1921). Ранний друг Ф. М. Достоевского. Всеукраинское государственное издтельство.
2.
2. Алфеев, Иларион, митр. (Алфеев, Г. В.). (2009). Православие: в 2 т. 2-е изд., испр. Издательство Сретенского монастыря.
3.
3. Бахтин, М. М. (2017). Проблемы поэтики Достоевского. Азбука.
4.
4. Белинский, В. Г. (1959). Взгляд на русскую литературу 1847 года. Статья вторая и последняя. В В. Г. Белинский. Эстетика и литературная критика: в 2 т. Т. 2 (с. 678–722). ГИХЛ.
5.
5. Бем, А. Л. (2007). Драматизация бреда («Хозяйка» Достоевского). В А. Л. Бем (Ред.). О Достоевском (с. 99–131). Сборник статей. (1929/1933/1936). Репринтное издание. Русский путь.
6.
6. Бердяев, Н. А. (1989). Философия свободы. Смысл творчества. Правда.
7.
7. Березкина, С. В. (2010). О повести Ф. М. Достоевского «Хозяйка». Достоевский. Материалы и исследования, Т. 19 (с. 282–294). Наука.
8.
8. Богданова, О. А. (2012). Синергийная антропология как продуктивный метод литературоведческого анализа (на примере повести Ф. М. Достоевского «Хозяйка»). Новый филологический вестник, 1(20), 109–117.
9.
9. Ветловская, В. Е. (1996). Фольклорно-христианские мотивы раннего творчества Ф. М. Достоевского. Средневековая и новая Россия (с. 571–592). Сборник научных статей. К 60-летию профессора И. Я. Фроянова. Издательство Санкт-Петербургского университета.
10.
10. Волгин, И. Л. (2004). Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания. Грантъ.
11.
11. Волгин, И. Л. (1991). Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах. Книга.
12.
12. Гроссман, Л. П. (1925). Поэтика Достоевского. Издательство Государственной академии художественных наук.
13.
13. Дилакторская, О. Г. (2000). Петербургская повесть в русской литературе XIX века: Пушкин, Гоголь, Достоевский [Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. Москва].
14.
14. Дилакторская, О. Г. (1999). Петербургская повесть Достоевского. Дмитрий Буланин.
15.
15. Дилакторская, О. Г. (1995). Скопцы и скопчество в изображении Достоевского (К истолкованию повести «Хозяйка»). Philologica: Двуязычный журнал по русской и теоретической филологии, Т. 2, 3/4, 59–84.
16.
16. Дилакторская, О. Г. (1996). Формула сказки в «Хозяйке» Ф. М. Достоевского. Русская речь, 5, 96–101.
17.
17. Достоевский, Ф. М. (1972–1990). Полное собрание сочинений: в 30 т. Наука. Ленинградское отделение.
18.
18. Захаров, В. Н. (1974). Концепция фантастического в эстетике Ф. М. Достоевского. Художественный образ и историческое сознание (с. 98–125). Межвузовский сборник. Издательство Петрозаводского государственного университета.
19.
19. Захаров, В. Н. (1985). Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Издательство Ленинградского университета.
20.
20. Зорина, Е. С. (2020). Фольклорно-мифологическая повествовательная модель «змей – царевна – герой» в повести Ф. М. Достоевского «Хозяйка». Художественный текст глазами молодых (с. 62–70). Материалы IV Международной научной конференции 26.10.2019. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
21.
21. Истомин, К. К. (1924). Из жизни и творчества Достоевского в молодости. В Н. Л. Бродского (Ред.). Творческий путь Достоевского (с. 3–48). Сборник статей. Сеятель.
22.
22. Карпачева, Т. С. (2016). «Хлыстовский след» в повести Достоевского «Хозяйка». Достоевский и мировая культура. Альманах № 34, 30–39. Серебряный век.
23.
23. Кирпотин, В. Я. (1960). Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821–1859). ГИХЛ.
24.
24. Криницын, А. Б. (2017). Сюжетология романов Ф. М. Достоевского. МАКС Пресс.
25.
25. Криницын, А. Б. (2022). О счастье и радости в мире Достоевского. Дом ЯСК.
26.
26. Лотман, Ю. М. (1999). Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. Языки русской культуры.
27.
27. Лосев, А. Ф. (1995). Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. Искусство.
28.
28. Маркин, П. Ф. (1983). Повесть Ф. М. Достоевского «Хозяйка». Жанр и композиция литературного произведения (с. 53–69). Межвузовский сборник. Издательство Петрозаводского государственного университета.
29.
29. Мочульский, К. В. (1995). Гоголь. Соловьев. Достоевский. Республика.
30.
30. Никулина, Е. Н. (2009). Агиология. Издательство ПСТГУ.
31.
31. Попов, И. В. (1902). Василий Великий. Архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви. Православная богословская энциклопедия. Т. 3, стлб. 179. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г. Петроград.
32.
32. Хассен, С. (2006). Противостояние сектам и контролю над сознанием. АСТ.
33.
33. Чирков, Н. М. (1967). О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы. Наука.