Главная Выпуски 2 (54)

«РУСАЛОЧЬИ СКАЗКИ» А. Н. ТОЛСТОГО КАК АВТОРСКИЕ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ О ЦВЕТАХ

Литературоведение , УДК: 821.161.1-343.09«19» DOI: 10.25688/2076-913X.2024.54.2.02

Авторы

  • Самоделова Елена Александровна доктор филологических наук

Аннотация

Актуальность проблемы заключается в том, что «Русалочьи сказки» А. Н. Толстого, созданные около 1910 года, прежде не изучались в плане флористической символики. Цель исследования — выявить сказки писателя, представляющие собой авторские сюжеты, основанные на этиологических мифах о цветах, которые являются мифологическими травами. Все сказки Толстого были проверены на наличие в них цветущих растений, проведена их систематизация. Ведущий подход к исследованию проблемы — показать, что введенные в сказки Толстого мифические цветы используются в ритуалах или включены в важные фольклорные формулы, актуальные для произведений разных жанров устного народного творчества. Толстой с детства читал статьи и научные книги по фольклору, делал выписки из них в отдельную тетрадь и таким образом подготавливал материалы для будущих сочинений, в том числе литературных сказок. Народные поверья о цветах он также слышал от местных жителей Самарской губернии. Результаты исследования показывают, что Толстой включал цветы не в каждую сказку, существуют произведения и без них. Однако в тех сказках, где цветы присутствуют, они играют важную роль мифологического растения, влияют на судьбу героев, придают произведениям эпохи Серебряного века архаический вид, стилизуют их под фольклорную сказку или быличку, создают родство с народным поверьем, наполняют приметами. Сделанные в статье выводы удостоверяют значимость для Толстого русского и — шире — славянского фольклора, использование его писателем в литературных сказках выявляет особый интерес к древней мифологии. Цветы важны Толстому не для показа красоты мира, а для демонстрации колдовских чар мифологических героев и таинственных сил природы. В отдельных случаях цветение растений указывает на наступление весны или лета, служит средством типизации пейзажа.

Как ссылаться

Самоделова, Е. А. (2024). «РУСАЛОЧЬИ СКАЗКИ» А. Н. ТОЛСТОГО КАК АВТОРСКИЕ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ О ЦВЕТАХ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (54), 22. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.54.2.02
Список литературы
1. 1. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. (1979). Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков (Сост.). Наука.
2. 2. Хетагурова, Д. К. (2022). Специфика трактовки флорообраза «подснежник» в поэзии символизма (К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, А. И. Токаев). Филологические науки. Вопросы теории и практики, 15(9), 2845–2850.
3. 3. Смирнова, А. И., & Кузуб, Ю. В. (2023). Флороязык как медиатор трансляции культурных смыслов (предметное поле современного этапа флоропоэтологии). Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки, 3, 74–80.
4. 4. Дякина, О. В., & Парамонова, А. Л. (2021). Образы цветов в художественной литературе. Альманах мировой науки, 10(53), 12–17.
5. 5. Аркатова, А. Е. (2021). «Разочарования протяжность»: эстетика поэзии Серебряного века в стихотворении Ольги Берггольц «Полынь». Филологические науки. Научные доклады высшей школы, 5, 42–49.
6. 6. Ковалева, О. Г. (2023). Семантическая подгруппа «цветы» лексико-тематической группы «растения» в лирике И. Северянина. Наукосфера, 7(2), 163–168.
7. 7. Полякова, А. Н. (2022). Метафоризация травянистых растений в лирике А. А. Ахматовой. Интерактивная наука, 11(76), 46–49.
8. 8. Разумовская, А. Г. (2023). «Символ тайный иных миров»: поэтический «букет» русских модернистов. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки, 3, 85–90.
9. 9. Сергеева, О. М., & Чэн, Л. (2021). Растительный мир в образной структуре ранней лирики А. Ахматовой. Слово. Грамматика. Речь (с. 165–179). Сборник научно-методических статей по преподаванию РКИ. МАКС-Пресс.
10. 10. Ботаника для юношества, содержащая начальные основания ботаники и изображения 102 растений. (1826). И. Кастальский (Пер.). Типография И. Глазунова и его иждивением.
11. 11. Энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона. (1890–1904). Т. 1–50, 51–82.
12. 12. Толстой, А. Н. (1924). Кот — сметанный рот. Издательство Брокгауз – Ефрон.
13. 13. В. (1910). В. Сорочьи сказки. Гр. А. Н. Толстой (Мирза Тургень). Общественная польза. . Всеобщий ежемесячник. Брокгауз – Ефрон. 3, март.
14. 14. Толстой, А. Н. (1949). Полное собрание сочинений: в 15 т. Т. 13. ГИХЛ.
15. 15. Воспоминания об А. Н. Толстом. (1982). 2-е изд., доп. Советский писатель.
16. 16. Даль, В. И. (1881). Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. Тип. М. О. Вольфа.
17. 17. Толстой, А. Н. (1909). Еж-богатырь. Мудрец. Топор. Тропинка. 1 января, 1, 34–38.
18. 18. Колосья. (1909). Литературный альманах. Кн. 1. Издание журнала «Театр и искусство».
19. 19. Книжная летопись. (1909). 21 марта. № 12.
20. 20. Толстой, А. Н. (1910). Сорочьи сказки. Общественная польза.
21. 21. Толстой, А. Н. (1923). Приворот. Госиздат.
22. 22. Афанасьев, А. Н. (1865). Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Издание К. Солдатенкова. Т. 1.
23. 23. Афанасьев, А. Н. (1868). Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Издание К. Солдатенкова. Т. 2.
24. 24. Афанасьев, А. Н. (1869). Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Издание К. Солдатенкова. Т. 3.
25. 25. Снегирев, И. М. (1837). Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. 1. Университетская типография.
26. 26. Забылин, М. М. (1880). Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Издание книгопродавца М. Березина.
27. 27. Максимов, С. В. (1903). Нечистая, неведомая и крестная сила. В. Н. Тенишев.
28. 28. Коринфский, А. А. (1901). Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М. В. Клюкина.
29. 29. Афанасьев, А. Н. (1957). Народные русские сказки: в 3 т. Т. 1–2. ГИХЛ.
30. 30. Байбурин, А. К. (1983). Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Наука.
31. 31. Миллер, О. Ф. (1876). Белорусские народные песни с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря и грамматических примечаний. Сборник П. В. Шейна 1874 года (с. 1–2). Типография Императорской Академии наук.
32. 32. Огольцева, Е. В. (2023). Васильки и колокольчики в русской языковой картине мира. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 4(52), 104–117.
33. 33. Аникин, В. П. (1985). Комментарии. Толстой А. Н. Собрание сочинений: в 10 т. Художественная литература. Т. 8.
34. 34. Попов, А. П. (1966). Лекарственные растения в народной медицине. Здоровʼя.
35. 35. Залесова, Е. Н., & Петровская, О. В. (1901). Полный русский иллюстрированный словарь-травник и цветник: в 4 т. А. Гаспари. Т. 4.
36. 36. Макаренко, А. (1897). Материалы по народной медицине Уржумской волости, Ачинского округа, Енисейской губ. со сборником народных медицинских средств той же волости (Окончание). Живая старина, II, 386–439.
37. 37. Калачов, Н. В. (1859). Книга, глаголемая Травник. Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым. Кн. 1, 76–83. Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
Скачать файл .pdf 394.41 кб