Авторы
- Головко Николай Вячеславович кандидат филологических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена анализу актуальных публикаций в англоязычной научной периодической печати, в которых представлено применение трансъязычия
(translanguaging) в качестве педагогического метода или инструмента, в том числе на школьных и вузовских занятиях при изучении языков или специализированных предметов на иностранном языке (предметно-языковое интегрированное обучение, CLIL). Актуальность исследования обусловлена новизной теоретической концепции трансъязычия, активно развиваемой в настоящее время зарубежными учеными и педагогами-практиками. Статья направлена на раскрытие сущности трансъязычия как педагогического метода, репрезентацию существующих и перспективных методических разработок в этой области. Ведущими методами в исследовании выступили анализ, синтез, сравнение. Выборка исследования включала в себя 76 публикаций в рецензируемых зарубежных англоязычных научных периодических изданиях, в том числе включенных в международные научные базы и системы цитирования. В статье выявлены основные подходы зарубежных специалистов к применению трансъязычия на занятиях в школе и вузе, формы трансъязыковой работы со школьниками и студентами, отмечены некоторые педагогические ситуации, свидетельствующие об эффективности этих подходов и форм. Представленные в статье материалы позволяют сделать вывод о том, что хотя трансъязычие как совокупность педагогических инструментов в целом находится на стадии развития и совершенствования, в отечественной образовательной среде имеющиеся наработки в области педагогического трансъязычия могут с пользой применяться в преподавании русского языка как иностранного, а также на вузовских направлениях подготовки с языком обучения отличным от русского, предназначенных
для иностранных граждан.
Как ссылаться
Головко, Н. В. (2022). ТРАНСЪЯЗЫЧИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2022, №4 (48), 137. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.11
Список литературы
1.
1. Bradley, J., Moore, E., Simpson, J., Atkinson, L. (2018). Translanguaging space and creative activity: theorising collaborative arts-based learning. Language and Intercultural Communication, 18(1). http://eprints.whiterose.ac.uk/120599
2.
2. Burton, J., Rajendram, S. (2019). Translanguaging-as-resource: university ESL instructors’ language orientations and attitudes toward translanguaging. TESL Canada Journal, 36(1), 21–47.
3.
3. Canagarajah, S. (2011). Translanguaging in the classroom: emerging issues for research and pedagogy. In: Li Wei (Ed.), Applied Linguistics. Review 2. Berlin: De Gruyter Mouton.
4.
4. Caruso, E. (2018). Translanguaging in higher education: using several languages for the analysis of academic content in the teaching and learning process. Language Learning in Higher Education, 8(1), 65–90.
5.
5. Cenoz, J., Santos, A. (2020). Implementing pedagogical translanguaging in trilingual schools. System, 92. http://doi.org/10.1016/j.system.2020.102273
6.
6. Charamba, E., Kufakunesu, Z. (2019). Effects of translanguaging as an intervention strategy in a South African Chemistry classroom. Bilingual Research Journal, 42(3), 291–307.
7.
7. Clarkson, P. (2020). Reflecting on translanguaging by a monolingual: is that paradoxical? Cultural Studies of Science Education, 15, 511–521.
8.
8. Creese, A., Blackledge, A. (2010). Translanguaging in the bilingual classroom: a pedagogy for learning and teaching? The Modern Language Journal, 94, 103–115.
9.
9. Davidoff, K., Tian, Zh. (2021). Case Study 5.1: Leveraging translanguaging in roleplays in a U.S. university. In: Polina Vinogradova and Joan Kang Shin (Eds.), Contemporary Foundations for Teaching English as an Additional Language: Pedagogical Approaches and Classroom Applications. https://www.researchgate.net/publication/348018627
10.
10. Espinosa, C., Ascenzi-Moreno, L., Vogel, S. (2016). A translanguaging pedagogy for writing: a CUNY-NYSIEB guide for educators. New York: The City of New York University.
11.
11. Fine, C. G. (2018). Translanguaging with multilingual students: Learning from classroom moments, edited by O. Garcia, and T. Kleyn. Bilingual Research Journal, 41(3), 349–352.
12.
12. Ganuza, N., Hedman, C. (2017). Ideology vs. practice: is there a space for translanguaging in mother tongue instruction? In: Paulsrud B-A., Rosén J., Straszer B., Wedin Å (Eds.), New Perspectives on Translanguaging and Education. Berlin: De Gruyter Mouton.
13.
13. García, O. (2017). Problematizing linguistic integration of migrants: the role of translanguaging and language teachers. In: The Linguistic Integration of Adult Migrants. Some Lessons from Research. Berlin: De Gruyter Mouton.
14.
14. Hasan, M., Shafiqul Islam, A. B. M., Shuchi, I. J. (2020). Translanguaging as an instructional strategy in adult ESL classrooms. ELT-Echo, 5(2), 93–107.
15.
15. Karlsson, A., Larsson, P. N., Jakobsson, A. (2019). Multilingual students’ use of translanguaging in science classrooms. International Journal of Science Education, 41(15), 2049–2069.
16.
16. Lewis, G., Jones, B., Baker, C. (2012). Translanguaging: origins and development from school to street and beyond. Educational Research and Evaluation, 18(7), 641–654.
17.
17. Li, W. (2011). Moment Analysis and translanguaging space: discursive construction of identities by multilingual Chinese youth in Britain. Journal of Pragmatics, 43(5), 1222–1235.
18.
18. Lin, A. M. Y., He, P. (2017). Translanguaging as dynamic activity flows in CLIL classrooms. Journal of Language, Identity & Education, 16(4), 228–244.
19.
19. Lynch, M. (2018). Materials Review: The Translanguaging Classroom: Leveraging Student Bilingualism for Learning. NYS TESOL Journal, 5(1), 61–63.
20.
20. Martin, K. M. (2018). Materials Review: Translanguaging with Multilingual Students: Learning from Classroom Moments. NYS TESOL Journal, 5(1), 64–65.
21.
21. Martin-Beltrán, M. (2014). «What Do You Want to Say?»: how adolescents use translanguaging to expand learning opportunities. International Multilingual Research Journal, 8(3), 208–230.
22.
22. Ngubane, N., Ntombela, B. X., Govender, S. (2020). Translanguaging pedagogy in selected English First Additional Language writing classrooms. Southern African Linguistics and Applied Language Studies, 38(2), 142–151.
23.
23. Nikula, T., Moore, P. (2019). Exploring translanguaging in CLIL. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 22(2), 237–249.
24.
24. Palmer, D. K., Martínez, R. A., Mateus, S. G., Henderson, K. (2014). Reframing the debate on language separation: toward a vision for translanguaging pedagogies in the dual language classroom. The Modern Language Journal, 98, 757–772.
25.
25. Park, M. S. (2013). Code-switching and translanguaging: potential functions in multilingual classrooms. Working Papers in TESOL & Applied Linguistics, 13(2), 50–52.
26.
26. Poza, L. (2017). Translanguaging: definitions, implications, and further needs in burgeoning inquiry. Berkeley Review of Education, 6(2), 101–128.
27.
27. Poza, L. E. (2018). The language of ciencia: translanguaging and learning in a bilingual science classroom. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 21(1), 1–19.
28.
28. Rafi, A. S. M. (2020). Shortcomings of validating translanguaging without pedagogic focus in bilingual classroom. The Newsletter of the Bilingual-Multilingual Education Interest Section. https://www.researchgate.net/publication/346411225
29.
29. Rueter Veiga, J. (2020). Border crossing through translanguaging. Cultural Studies of Science Education, 15, 27–30.
30.
30. Seals, C. A., Olsen-Reeder, V. (2020). Translanguaging in conjunction with language revitalization. System, 92. https://sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0346251X2030275X
31.
31. Simpson, J. (2015). Translanguaging in the contact zone: language use in superdiverse urban areas. In: Colman, H. (Ed.), Multilingualisms and Development: Selected Proceedings of the 11th Language and Development Conference. New Delhi.
32.
32. Translanguaging with multilingual students: Learning from classroom moments. (2016). Garcia, O., Kleyn, T. (Eds.) New York: Routledge.
33.
33. Vogel. S., Garcia, O. (2017). Translanguaging. In: The Oxford Research Encyclopedia: Education. http://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.181
34.
34. Wang, D. (2019). Translanguaging in Chinese foreign language classrooms: students and teachers’ attitudes and practices. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 22(2), 138–149.
35.