Авторы
- Калашников Сергей Борисович Кандидат филологических наук
- Громов Алексей Владимирович
Аннотация
На основе принципов интертекстуальной деконструкции в статье рассматривается феномен литературной игры в одноактной драматургии А. П. Чехова и его значение для абсурдистской традиции. Чеховский интертекст охватывает обилие элементов отечественной и мировой культуры, обусловливая явление культурно-семантической полифонии, отвечающей за культурный диалог (в том числе за литературный). Излюбленной формой литературного диалога для русского писателя стала пародия, разновидностью которой является сюжетная инверсия (переворачивание смыслов), что генетически роднит одноактную драматургию А. П. Чехова с абсурдистской драмой XX в. Диалог строится как с объектами культурной среды (например, с другими авторами), так и с реципиентом. Если диалог с авторами определяется контртекстом, то с читателем/зрителем — смысловой игрой, являющейся ключевым средством абсурдизации текста на интертекстуальном уровне. Игра включает реципиента в текст на творческом уровне, тем самым косвенно ломая четвертую стену
посредством категории интерактивности. А. П. Чехов, заигрывая с читателем, втягивает в заколдованный круг Хаоса повседневной жизни и своих героев, где с ними происходит сплошная путаница и неразбериха.
Как ссылаться
Калашников, С. Б. & Громов, А. В. (2022). ИГРОВОЕ НАЧАЛО ВОДЕВИЛЕЙ А. П. ЧЕХОВА В КОНТЕКСТЕ АБСУРДИСТСКОЙ ТРАДИЦИИ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2022, №3 (47), 35. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.47.3.03
Список литературы
1.
1. Матвеева, И. И. (2020). Неклассическая сатира А. П. Платонова: эстетические принципы, новые смыслы. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 3 (39), 35–44.
2.
2. Логинова, Е. Г. (2016). Векторы упорядочивающего уподобления в драматургии А. П. Чехова как предтечи драмы абсурда. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 4, 106–115.
3.
3. Шаталова, Л. С., Шаталова, Н. С. (2017). Интертекст и его функции в поэтике Чехова-новеллиста. Мир науки, культуры, образования, 4, 278–282.
4.
4. Калинина, Ю. В. (1999). Русский водевиль XIX века и одноактная драматургия А. П. Чехова [Дис. …. канд. филол. наук. Ульяновск].
5.
5. Шервашидзе, В. В. (2013). Эстетика парадокса в театре абсурда. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика, 3, 5–8.
6.
6. Пропп, В. Я. (1999). Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999.
7.
7. Чехов, А. П. (1976). Медведь: Шутка в одном действии. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Т. 11. Пьесы, 1878–1888. М.: Наука, 293–311. http://chehov-lit.ru/chehov/text/medved.htm
8.
8. Чехов, А. П. (1976). Предложение: Шутка в одном действии. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Т. 11. Пьесы, 1878–1888. М.: Наука, 313–330. http://chehov-lit.ru/chehov/text/predlozhenie_1.htm
9.
9. Чудаков, А. П. (2013). Антон Павлович Чехов. М.: Время.
10.
10. Лапатин, В. А. (2014). Абсурд как феномен в Европейском социокультурном пространстве XX века [Дис. … канд. филол. наук. Санкт-Петербург].
11.
11. Лотман, Ю. М. (1970). Структура художественного текста. М.: Искусство.
12.
12. Лотман, Ю. М. (2002). Художественная природа русских картинок. Статьи
по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический Проект, 322–339.
13.
13. Душечкина, Е. В. (2018). Детское творчество как результат восприятия художественного текста. Детские чтения, 1. Т. 13, 153–163.
14.
14. Скавска, М. (2014). Поэтика абсурда в драматургии А. П. Чехова. Acta Eruditorum, 14, 58–62.
15.
15. Гордович, К. Д. (2009). Чехов и Гоголь. Особенности игрового начала. Портал «Дом Гоголя». СПб.: Сев.-западный институт печати СПбГУТД. https://www.domgogolya.ru/science/researches/709/