Авторы
- Пастухов Александр Гавриилович кандидат филологических наук, доцент
Аннотация
Медийное жанроведение и лингвистика текста в последнее время пытаются найти новые грани соприкосновения в понимании основных закономерностей функционирования медиатекстов. Исследователи, описывая речевые средства медийного репертуара, дают исчерпывающие ответы относительно вариативности, повторяемости и репродуцируемости языковых единиц в них. Медиажанры как устойчивые структуры испытывают таким образом на себе всю степень отклонений от ожидаемых норм или принятых правил. Актуальные диспозиции внутри системы печатных медиа ставят задачу консолидации действующих постулатов в отношении аналитических жанров, а также в части изучения прототипики текстовых образцов, лежащих в основе искомых типологий. Коммуникативный эффект конкретного медиажанра — передовой статьи (Leitartikel) — в нашем случае заключается в необходимости переосмысления того набора факторов, который влияет на возникновение новых типологий. В передовой статье как текстовом образце, заключено специфическое жанрово-типологическое единство, выражающееся в том, что медиаречь по своей природе никогда не бывает идеальной, чистой и неизменной. Кроме того, действие разнонаправленных интенций медиатекста оказывается связанным с общественным консенсусом, также определяющим лингвоформатные свойства медиажанра.
Как ссылаться
Пастухов, А. Г. (2021). ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ (LEITARTIKEL) В СВЕТЕ ТЕОРИИ НЕМЕЦКОГО МЕДИЙНОГО ЖАНРОВЕДЕНИЯ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2021, №4 (44), 50. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2021.44.4.05
Список литературы
1.
1. Пастухов А. Г. Функциональный – дискурсивный – жанровый? Стилистическая парадигма и ее приложения к изучению медиатекста. Филология в XXI веке. Материалы Междунар. науч. конф. «Функциональная стилистика в контексте современного гуманитарного знания», посв. 80-летию проф. М. П. Котюровой. Пермь, 2019; № S1: 209–214.
2.
2. Schmitz U. Einführung in die Medienlinguistik. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft; 2015. 152 S.
3.
3. Бабенко Н. С. Textsortenlinguistik vs. лингвистическое жанроведение. Русская германистика. Ежегодник российского Союза германистов. М.: Языки славянской культуры; 2009. Т. 5: 235–244.
4.
4. Гришаева Л. И. Парадоксы медиалингвистики. Воронеж: Наука-Юнипресс; 2014. 295 с.
5.
5. Чернявская В. Е. Текст в медиальном пространстве. М.: URSS: Либроком; 2013. 232 с.
6.
6. Adamzik K. (Hrsg.). Textsorten, Reflexionen und Analysen. Tübingen: Stauffenburg; 2000. 232 S.
7.
7. Burger H. Mediensprache: Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. Berlin; New York: De Gruyter; 2005. 496 S.
8.
8. Lüger H.-H. Pressesprache. 2. Aufl. Tübingen: Niemeyer; 1995. 169 S. (= Germanistische Arbeitshefte, Bd. 28).
9.
9. Пастухов А. Г. Медиажанры и композиционно-речевые формы журналистики: cвязи и отношения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020; Т. 22. № 4: 1107–1115. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-1107-1115
10.
10. Firmstone J. Editorial journalism and newspapers’ editorial opinions. Oxford Research Encyclopedia of Communication. Oxford: Oxford University Press; 2019. 24 s. DOI: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.803
11.
11. Mast Cl. (Hrsg.). ABC des Journalismus: Ein Handbuch. Konstanz: UVK; 2008. 700 p.
12.
12. Nowag W., Schalkowski E. Kommentar und Glosse. Konstanz: UVK; 1998. 363 S. (Reihe Praktischer Journalismus, Bd. 33).
13.
13. Кощеева Г. В. Дискурсивный анализ типа текста «передовая политическая статья» (на материале праворадикальных изданий России и ФРГ): дис. … канд. филол. наук. 10.02.19. М., 2001; 171 с.
14.
14. Корзун Е. С. Лингвотекстовые особенности речевого жанра «передовая статья»: на материале газет ФРГ: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 1991; 18 с.
15.
15. Lenk H. E. H. Methodologische Probleme des Textsortenvergleichs am Beispiel des Kommentars. Tekst i dyskurs. 2012; № 5: 155–171. URL: http://tekst-dyskurs.eu/images/pdf/zeszyt_5/lenk.pdf (дата обращения: 29.05.2021).
16.
16. Eilders Chr., Neidhardt F., Pfetsch, B. Die Stimme der Medien. Pressekommentare und politische Öffentlichkeit in der Bundesrepublik. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften; 2004. 431 S.
17.
Библиографический список
1. Wolff V., Palm C. Leitartikel. In: Bentele G., Brosius H.-B., & Jarren O. (Eds.). Lexikon Kommunikations- und Medienwissenschaft. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften; 2006. 337 S.
18.
2. Altenbockum J. von. Leitartikel in der F.A.Z. Die Linie? Die gibt es nicht. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 28.10.2019. URL: https://www.faz.net/aktuell/70-jahre-f-a-z/wie-einleitartikel-entsteht-die-linie-die-gibt-es-nicht-16455654.html (дата обращения: 29.03.2021).
19.
3. Herzinger R. von. Die Wahrheit über Fake News. Die Welt. 10.03.2017. URL: https://www.welt.de/print/welt_kompakt/debatte/article162725274/Die-Wahrheit-ueber-Fake-News.html (дата обращения: 21.04.2021).
20.
4. Rund 670 Menschen an Bord von zwei Schiffen. Das Migazin. 02.08.2021. URL: https://www.migazin.de/2021/08/02/seenotretter-rund670-menschen-bord-schiffen (дата обращения: 16.06.2021).
21.
5. Richter Chr. Blockieren überzeugt nicht. Berliner Morgenpost. 08.10.2019. URL: https://www.presseportal.de/pm/53614/4395916 (дата обращения: 28.05.2021).
22.
6. Jungkunz Alexander: Politik ohne klaren Plan. Kommentar: Impfpflicht durch die Hintertür — Ja, die gibt es. Nürnberger Nachrichten. 30.07.2021. URL: https://www.nordbayern.de/politik/kommentar-impfpflicht-durch-die-hintertur-ja-die-gibt-es-1.11252043 (дата обращения: 05.08.2021).